Туманы в России — не редкость, особенно в определенные периоды года. Сейчас как раз такой сезон, поэтому полезно будет вспомнить об основных правилах вождения в условиях ограниченной видимости, а также узнать, что рекомендуется предпринять водителю, чтобы сделать поездку в тумане максимально безопасной.
Сегодня многие автомобили еще на заводе комплектуются приборами светотехники со специальным противотуманным назначением — противотуманными фарами. Если такие фары на вашем автомобиле отсутствуют, а при плохих метеоусловиях приходится ездить часто, необходимо самостоятельно дооборудовать машину «противотуманками».
Однако туман туману рознь. Он может быть слабым, средней плотности, очень плотным, может быть ночным или дневным. Различные условия видимости, соответствующие каждому из типов тумана, обуславливают, какими должны быть контрмеры, предпринимаемые водителем.
В слабом ночном тумане можно, конечно, двигаться в обычном режиме — только с включенным дальним светом, что обеспечит удовлетворительную видимость на 100 метров вперед, а при встречных разъездах эти фары выключать и переходить на ближний свет. Но если туман, образовавшийся в темное время суток, имеет среднюю плотность, то включение дальнего света будет создавать перед глазами белую стену, через которую трудно разглядеть, что делается впереди.
В этом случае лучше всего задействовать ближний свет в комбинации с противотуманными фарами. Если же автомобиль не оснащен «противотуманками», то управление осложняется из-за дымки, которая мешает водителю. В плотном ночном тумане и вовсе придется ехать лишь с включенными «противотуманками», поскольку всякий другой свет вызывает образование белого «занавеса».
А вот против дневного тумана неэффективны любые фары, так как они просто не способны высветить дорогу лучше естественного света. Днем главное — как можно раньше обнаружить встречный автомобиль, равно как и быть хорошо заметным для его водителя.
В таких условиях лучше всего ехать с дальним светом — он, по крайней мере, даже в густом тумане будет виден встречным с расстояния 100-120 метров против 50-60 м, с которых в этом случае различаются противотуманные фары. Что касается характерной для ночной езды в тумане белой пелены, создаваемой дальним светом, и ослепления встречных водителей, то днем яркое естественное освещение и ослабляющее действие тумана практически сводят на нет их вероятность.
Однако немалую часть дорожно-транспортных происшествий, которые происходят в туманах, составляют наезды вдогонку — на автомобили, движущиеся в попутном направлении. Тут головная светотехника ни при чем, и чтобы обезопасить себя от движущихся сзади транспортных средств, необходимо оснастить автомобиль еще и задними противотуманными фонарями.
По светотехническим и спектральным характеристикам такие фонари в несколько раз превосходят обычные габаритные огни автомобиля, поэтому они увеличивают на 40-50% расстояние, с которого можно различить в тумане корму идущей впереди машины. В принципе, автомобилю достаточно иметь один задний противотуманный фонарь, который устанавливается слева, но лучше все-таки, если таких фонарей — два.
И все же фары и фонари не спасут от столкновения, когда автомобиль едет со скоростью, для погашения которой до нуля потребуется больший тормозной путь, чем расстояние до обнаруженного в тумане объекта. Поэтому главное условие безопасного движения в тумане — правильно выбранная скорость, причем при ее выборе необходимо учитывать, что все предметы в тумане кажутся находящимися в два раза дальше, чем есть на самом деле, а темные объекты видны гораздо лучше, чем светлые. И еще — в тумане не следует без надобности менять полосу движения, необходимо воздерживаться от обгонов и резких торможений.