Плюсы и минусы билингвального образования

Андрей Новиков, преподаватель МГИМО, кандидат исторических наук
Билингвальное образование – вариант продолжения образования, которое предполагает освоение двух языков как на родном, так и на иностранном языках. В самой высшей школе, в вузах, базовое и углубленное изучение одного языка с целью подготовки к получению высшего образования не является обязательным, хотя обычно это и практикуется. В средних и средних специальных учебных заведениях особого порядка изучения иностранного языка не установлено, но для обучения на всех или большинства специальностей используется английский язык, поэтому и среднее, и высшее образование также должно готовить к успешной работе на английском языке.
К преимуществам билингвизма можно отнести:
Создание одинаковых возможностей для каждого, его возможности продолжить образование в рамках двух разных образовательных систем.
Доступная стоимость обучения на обоих языках.
Широкие возможности адаптации и обучения в одном языковом окружении, а также развития навыков иностраноподражательного мышления и социальных навыков.
Недостатки билингвистического образования:
Возрастает риск неуспеха в освоении предметов на другом языке, поскольку не все студенты способны правильно и успешно применять полученные знания для решения конкретных задач. Неспособность к работе в коллективе также ограничивает возможности использования билингвами широкого круга социальных навыков, в особенности в работе на первый взгляд далеких от лингвистической проблематики сфер.
Уменьшается степень контроля и прогнозирования результатов обучения в рамках обеих образовательных систем и снижается эффективность подготовки к работе на иностранный язык.
Отсутствие междисциплинарного общения.
Нельзя не сказать о том, что существует и немалое число скептиков, полагающих, что изучение двух языков в школе и вузе ведет к упрочению образа врага в глазах правящего режима. Думается, что такая позиция зачастую является следствием неправильного понимания процесса двуязычного обучения, и во многом связана с его воспитательной стороной, которая является позитивной по своей природе.
Сам по себе факт двуязыкого обучения не свидетельствует о том. что человек лучше усваивает материал, что способен к быстрому восприятию материала, что он более интеллектуально развит, что у него больше возможностей для реализации себя в разных сферах. В конечном итоге, речь идет лишь об изучении двух языков, объединенных в единую систему, а способность человека к общению с любым носителем языка зависит лишь от его желания, от уровня развития языковой интуиции.
Больше половины преподавателей считают необходимым изучение двух иностранных языков для продолжения образования на первом этапе и в результате изучения второго языка на семестр, при условии, что в течение года человек уже овл

monster-high-club