Почему троит двигатель: признаки, причины, проверка

Что значит – троит мотор

Понятие «троит двигатель» – чисто отечественное, и родилось в ту эпоху, когда двигатели легковых автомобилей были поголовно 4-цилиндровыми. В английском языке для этого есть термин: missing – «пропуск», который четче характеризует, что происходит с мотором в этот момент.

Троит – значит, один, или несколько из цилиндров двигателя пропускают свой рабочий цикл. Троение двигателя – это не отдельная неисправность, а «симптом» его неправильной работы.

Возможные причины:

  • В цилиндре нет нужной компрессии.
  • Не возникает искра (бензин).
  • Искра слабая и не может поджечь смесь (бензин).
  • Топливно-воздушная смесь подается не в том объеме.
  • Смесь подается не того качества (неисправность форсунки).

Не всегда двигатель троит только по одной причине. Если автомобиль «возрастной» – роль будут играть сразу несколько факторов: износ, естественное снижение компрессии, а уже на их фоне – слабость искры или недостаточный распыл топлива форсункой.

Косвенно направление поиска причины можно определить по пробегу – если это бензиновый автомобиль возрастом менее 3 лет, скорее всего, проблема в электронных компонентах (модуль зажигания, свечи, провода, датчики, «мозги»). Для дизеля – 8 случаев неисправностей из 10 приходятся на отказы форсунок. Однако прежде, чем бросаться менять детали, вызывающие у вас подозрение, нужно определить, действительно ли дело в них.

Причины, по которым троит двигатель

 

Ели возникло подозрение, что двигатель троит, тогда необходимо провести диагностику силового агрегата. В списке наиболее частых причин троения специалисты и опытные автолюбители выделяют следующие:

  • система зажигания;
  • смесеобразование и система питания;
  • проблемы с ГРМ;
  • система электронного управления;
  • неисправности ДВС;

Сразу отметим, что причин много, при этом без надлежащего опыта в рамках проведения диагностики далеко не всегда удается быстро и точно определить проблему. По этой причине ниже остановимся на самых частых неисправностях, которые большинство водителей могут устранить своими руками, а также  характерных признаках, указывающих на ту или иную проблему.

Несвоевременный поджиг смеси

Согласно статистике, это самая распространённая причина троения мотора, вызванная поздним/ранним рабочим зажиганием или неспособностью свечи дать искру достаточной мощности для воспламенения. Именно с проверки состояния свечей и следует начинать. Их выкручивают и производят осмотр на предмет обнаружения дефектов поверхности изолятора. Если таковые имеются – свеча не подлежит ремонту.

Их выявить довольно просто, поскольку такие места, даже если самой трещины не видно, имеют хорошо заметное почернение. Осмотру подлежит и центральный электрод, а также зазор между ним и боковым электродом. Если со свечами всё в порядке, переходим к проверке состояния свечных проводов. О том, что они повреждены, можно судить по тому, что мотор начинает троить преимущественно в дождливую или сырую погоду, то есть в условиях высокой влажности.

Как правило, после того, как двигатель прогревается, проблема исчезает, что связано с повышением температуры в моторном отсеке и высыханием проводов.

Внимательно изучаем свечной колпачок. Он, как и колпачок высоковольтного провода, представляет собой цельный резиновый изолятор, который со временем может пересохнуть и растрескаться. При попадании влаги такой провод будет коротить на корпус, вызывая проблемы с зажиганием. Дефекты могут образоваться и в результате проведения сервисных/ремонтных работ, при этом само повреждение может оставаться незаметным для невооружённого глаза.

Поэтому рекомендуется проверить данные элементы инструментальными способами, которых придумано немало. Если вы убедились, что причиной троения являются не свечи с ВВ, вполне возможно, что за это ответственна катушка зажигания. Те силовые агрегаты, где работу каждой свечки контролирует отдельная катушка, особенно часто подвержены возникновению подобных проблем. Метод проверки катушки достаточно прост: достаточно выкрутить свечку, обеспечить её контакт с массой и запустить мотор.

Колпачок при этом должен обеспечивать нормальный контакт, а резьба свечи – надёжно соприкасаться с массой. Если между электродами будет образовываться хорошо видимая искра, что сопровождается характерным треском, переходим к проверке следующей свечи. Необеспечение хороших контактов при такой проверке грозит выгоранием катушки, пострадать может и коммутатор. Если на одной из свечей искра будет слабой, или вообще не будет появляться, такая КЗ подлежит замене.

Электронный распределитель зажигания – элемент, который относительно редко выходит из строя, но также нуждающийся в проверке. Для этого проделывают похожую процедуру: выкручивают свечу и резьбой плотно прикладывают её к массе, после чего проворачивают коленвал стартером, следя за наличием искры.

Неисправность системы электрооборудования

Неисправности деталей системы электрооборудования автомашины — наиболее частые причины троения ДВС. Среди деталей электрооборудования причиной троения бывает неисправность свечей зажигания и пробой высоковольтных проводов. Определить неисправность свечи зажигания несложно. Если проблема в свече зажигания, то на ней будет нагар. Кроме того, у работающей свечи изолятор центрального электрода имеет светлый или слегка коричневый цвет.

Черные точки или полосы на корпусе свечи говорят о том, что свеча пробивается и ее пора менять. Корпус свечи должен быть без сколов и трещин.

Симптомы троения при неисправной свече зажигания проявляются только при пуске автомобиля на холодную, а после прогрева симптомы либо исчезают, либо становятся не столь явными. Проверить высоковольтные провода без использования мультиметра можно в темном помещении. Если они пробиты, то увидите вспышки. Кроме того, об исправных свечах, высоковольтных проводах, катушки зажигания и трамблера свидетельствует ярко-синяя искра между свечой и массой автомобиля.

Для этого соединяем снятую свечу с высоковольтным проводом и держим ее на расстоянии 1-2 см от массы автомобиля, затем проворачиваем стартером мотор. Если искра хорошая и яркая, то система электрооборудования исправна.

Проблемы с подачей воздуха

Если нарушена подача воздуха в СА, это означает, что двигатель тоже будет троить. Обычно избыток воздуха поступает в систему в результате потери герметичности воздушной магистрали. В этом случае мотор будет подсасывать избыточное количество атмосферного газа, которое не будет контролироваться бортовым компьютером, ТВС окажется обеднённой и оптимальный процесс горения нарушится.

Диагностика воздушной системы производится следующим образом: перекрываем любым удобным способом патрубок около воздухофильтра, после чего закачиваем в магистраль воздух под давлением порядка 0.5 атмосферы. Место утечки обычно выдаёт себя свистом – в этом месте воздух вырывается наружу. Если давление остаётся стабильным, с герметичностью воздухопроводов всё в порядке.

Несбалансированной ТВС может оказаться и по причине заброса в цилиндры недостаточного объёма воздуха. Обычно это происходит по вине забитого воздухофильтра, не способного обеспечить требуемую пропускную способность. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто снять фильтр и оценить работу двигателя. Если она стала более стабильной – причина именно в нём.

Но может оказаться, что воздуха поступает недостаточно из-за загрязнённой дроссельной заслонки или другой неисправности дроссельного механизма. Обычно состояние заслонки проверяют и при необходимости выполняют её чистку на каждом плановом ТО (вместе с заменой масла, воздушного и масляного фильтровальных элементов).

Наконец, сбои в формировании ТВС могут происходить по причине потери работоспособности датчиками (МРВ, ПДЗ). В результате ЭБУ получает от них искажённую информацию о реальном положении дроссельной заслонки или о количестве подаваемого в камеру сгорания воздуха. А значит, бортовой компьютер будет формировать команды для подготовки смеси неправильно, что обязательно скажется на работоспособности силового агрегата.

Как правило, при неисправности ДМРВ двигатель троит на холодную, а прогревшись, проблема исчезает, хотя это и не является достоверным признаком поломки именно датчика. Проверка датчиков на неисправность производится с использованием автосканера, позволяющим не только выявить проблемное место, но и уточнить (локализовать) проблему выдачей соответствующего диагностического кода. Остаётся только правильно интерпретировать результаты и предпринять соответствующие меры (замена датчиков или проверка цепи их питания с помощью тестера).

Неисправности система питания

Дисбаланс ТВС может быть вызван и проблемами со стороны системы подачи топлива:

  • снижением/увеличением давления в магистрали;
  • потерей герметичности, приводящей к подсосу воздуха.

Система подачи топлива – автономная, поскольку за создание в ней давления отвечает собственный насос. На карбюраторных двигателях он устанавливает в подкапотном пространстве (чаще всего), на инжекторных – в районе топливного бака. Чаще всего подача бензина нарушается из-за загрязнения сеточки, что легко исправляется её чисткой, но требует частичной разборки бензонасоса. Намного сложнее диагностировать неисправность в случае наличия проблем с электропитанием насоса, а его поломка, скорее всего, потребует замены.

Еще одной причиной сбоев в подаче горючего может оказаться поломка клапана-регулятора, отвечающего за контроль давление в топливной рампе. Если он сбоит, слишком низкое давление приведёт к формированию обеднённой смеси, а если при давлении, превышающем нормативное, ТВС окажется обогащённой. Оба варианта являются отклонением от нормы, хотя и допускаются на некоторых режимах работы ДВС.

Инжекторные форсунки – ещё одни элемент системы питания ТС, который может быть ответственен за изменение состава горючей смеси. Известно, что форсунки, особенно при заливке некачественного горючего, быстро забиваются. Происходит снижение пропускной способности, ухудшаются и другие характеристики (в частности, форма факела распыления бензина).

Проверка работоспособности и промывка ИФ осуществляется на специальном промывочном стенде, который обеспечивает прокачку через форсунки под высоким давлением промывочной жидкости. Умеет это оборудование и осуществлять проверку работы инжектора, вычислять его производительность.

Многие автовладельцы предпочитают выполнять чистку инжекторов самостоятельно, для чего достаточно иметь достаточно мощный компрессор, который и осуществляет прокачку технической жидкости (подойдёт, например, очиститель карбюратора). Если форсунка исправна, будучи закрытой, она должна быть абсолютно герметичной. При наличии подтеканий такую неисправность следует устранить немедленно. Проблемой может оказаться перелив бензина форсункой, поскольку качество распыление топлива влияет на эффективность процесса горения смеси.

Если диагностика топливной системы не выявила отклонений от нормы, остаётся проверить ЭБУ. Бортовой компьютер – достаточно надёжное электронное устройство, но сбои прошивки всё же случаются – иногда в результате скачков напряжения в бортовой электросети, иногда – в результате замены заводской прошивки, чем часто «балуются» любители программного чип-тюнинга, или же при установке на автомобиль ГБО, что также требует внесения соответствующих изменений в программный код.

Если манипуляции с прошивкой производят неквалифицированно, последствия могут быть непредсказуемыми, в том числе выливаясь в перелив бензина с последующей заливкой свечей.

Форсунки

Когда троит силовой агрегат форсунки нельзя скидывать со счетов! И если проверка искры выявила ее наличие во всех цилиндрах, стоит теперь заняться форсунками. Поочередно снимая с них разъемы, удается выяснить нерабочий цилиндр. Примерно также поступают в ходе диагностики свечей зажигания на заведенном двигателе.В то же время это не точный способ. Неисправной может быть не только форсунка, но и сама свеча.

Обычно для проверки используется специальное оборудование, которое в гаражных условиях сложно встретить. Другое дело в автомастерских в силу специфики работы. Поэтому в отсутствии нужного оборудование достаточно поменять форсунки местами (с одного цилиндра на другой). И если цилиндр перестал функционировать, следовательно, зафиксирована смерть именно форсунки.

Падение компрессии

Может ли троить двигатель из-за прогоревших клапанов? Безусловно, и одним из признаков такой неисправности как раз и является падение компрессии в проблемных цилиндрах. В такой ситуации смесь подаётся в КС исправно, но по причине нарушения герметичности ЦПГ она не сжимается должным образом, что становится причиной ухудшения отдачи мотора. Кстати, к таким же результатам приведёт прогорание поршней, а также полный износ колец, наличие дефектов поверхности БЦ/ГБЦ, или неисправность компонентов ГРМ.

Простой проверки компрессии для диагностирования неисправности недостаточно – придётся частично разбирать двигатель для выявления проблем и их исправления.

Отметим, что проблемы с выхлопной системой также могут оказывать заметное влияние на работу двигателя. Например, при забитом катализаторе будет наблюдаться падение мощности силового агрегата. Не это не означает, что двигатель будет троить из-за катализатора или неисправности других элементов выхлопной системы, поскольку в этом случае работоспособность отдельных цилиндров не изменится.

Троит двигатель: признаки

Прежде всего, важно своевременно диагностировать неисправность, после чего проблема локализуется для выполнения ремонта. Что касается троения мотора, нужно знать основные признаки данной неполадки, а также почему троит двигатель (причины, по которым мотор троит).

Итак, начнем с того, что троение фактически означает сбои в работе одного или нескольких цилиндров. Другими словами, рабочая смесь топлива и воздуха по той или иной причине не воспламеняется в камере сгорания, воспламеняется с задержкой, сгорает не полностью и т.д.

Основные симптомы и признаки троения следующие:

  • Во время работы ДВС в режиме холостого хода появляются сбои в виде потряхивания и подергивания мотора. В некоторых случаях вибрации могут быть достаточно сильными и передаются на кузов, рулевое колесо, рычаг КПП. Если в первом случае проблема может проявляться только периодически, во втором уже можно говорить о полном отказе одного или нескольких цилиндров.
  • Двигатель при езде заметно теряет мощность, могут возникать провалы при нажатии на газ, разгон сопровождается рывками, увеличивается расход топлива. В некоторых случаях на приборной панели загорается «чек» двигателя. Отметим, что данные симптомы могут возникнуть и по другим причинам, однако троение также проявляется подобным образом.
  • Обороты двигателя «скачут» или плавают на ХХ, под нагрузкой. Колебания могут быть как незначительными (850-1000 об/мин), так и сильными (с 850 до 1500 оборотов).
  • При осмотре свечей зажигания можно наблюдать, что электроды свечи покрыты черным нагаром. В этом случае не следует на 100% быть уверенным, что виновником проблемы является именно свеча. Дело в том, что даже после замены комплекта свечей зажигания через небольшой промежуток времени нагар снова появится, так как основные причины троения не были устранены.
  • Если оценить звук выхлопа на моторе, который начал троить, вместо ритмичной работы выхлопной системы отчетливо прослушиваются звуковые «рывки», которые также сопровождаются повышенными вибрациями по кузову.

Вполне очевидно, что при появлении даже одного из перечисленных симптомов, необходимо как можно быстрее  определить, троит двигатель по причине неполадок ДВС, сбоев в работе оборудования и т.д. Дело в том, что зачастую игнорирование даже незначительного троения  за достаточно короткий промежуток времени может стать причиной более серьезных поломок двигателя, для устранения которых потребуется дорогостоящий и сложный ремонт.

Не работает цилиндр в двигателе

Вариант 1: на непрогретом двигателе – завести и измерить температуру выпускного коллектора на выходе из каждого цилиндра. Нерабочий – будет явно холоднее.

Вариант 2: на прогретом работающем моторе последовательно снимать свечные колпачки (фишки с модулей зажигания, или форсунок – для дизеля), по одному.

Звук работы изменился – значит, этот цилиндр работает нормально, возвращайте провода на место, ищите дальше. Троение не усугубилось – значит, в этом пропуски.

Образование нагара на свече зажигания

Еще один основной признак, который позволяет установить троение двигателя. Свеча зажигания поджигает топливо в камере внутреннего сгорания. Если на ее поверхности образовалось много нагара, то электрическая искра будет уходить в сторону, что будет препятствовать воспламенению топлива. Как следствие – цилиндр с плохой свечой не будет работать, что и приведет к троению движка.

Увеличение расхода топлива

Этот симптомом возникает не всегда, а отследить его не так уж легко (расходы топлива обычно возрастают на 20-30%). К тому же он может возникнуть и по другим причинам. Поэтому к этому симптомы нужно подходить в комплексе – если наблюдаются и другие нарушения, то можно говорить о троении. Если другие симптомы отсутствуют, следует поискать поломку в другом месте.

Резкие рывки при движении

Нарушение обычно возникает при сильном износе двигателя. На начальных стадиях износа машина с троением двигателя может двигаться достаточно стабильно (нормальное движение будут обеспечивать работающие цилиндры). Поэтому этот “симптом” также рассматривается в комплексе с другими.

Как узнать, что у машины троит двигатель

 

Более-менее опытного водителя – обычно настораживает нехарактерный звук работы мотора: более жесткий, неравномерный, потерявший монотонность. Вместе с этим – на нейтральной передаче у машин с механической КПП – явно вибрирует рычаг переключения передач, а со стороны моторного отсека слышен повышенный шум. В статике, на холостых оборотах – отмечается вибрация кузова. Трясет даже сам двигатель – это заметно визуально. Машина ощутимо теряет тягу и динамику разгона, неустойчиво работает на холостых оборотах.

Чтобы понять, что действительно не работают один или несколько цилиндров – на холостых, послушайте, равномерный ли звук выхлопа (прикрывая рукой выпускное отверстие). Равномерный – значит, авто трясет из-за дисбаланса маховика, это – другая причина. Неравномерный, «постреливающий» – значит, идут пропуски зажигания.

Опасность троения

Можно ли ехать, если двигатель троит? Подобный вопрос главным образом интересует новичков или скажем в ситуациях, когда проблема застала в дороге и нужно посетить ближайший автосервис. Опытные же водители прекрасно знают, чем это чревато.Игнорирование проблемы может обернуться капитальным ремонтом двигателя или необходимостью приобретения нового мотора.

Поэтому ответ на выше поставленный вопрос однозначен – езда нежелательна, но при необходимости следует доехать до СТО или гаража держа обороты не выше 2500. И как можно скорее заняться поиском причины. Благо некоторые проблемы можно исправить самостоятельно без сторонней помощи.

Методы диагностики

Если вы твёрдо убеждены, что мотор троит, что подтверждается наличием большей части очевидных симптомов, остаётся только определить причину неисправности. И это серьёзная и трудоёмкая задача, предполагающая выполнение большого объёма работ. Но если повезёт, причину троения можно определить уже на начальных этапах диагностирования. Строго говоря, проверку состояния двигателя можно осуществить на любой СТО, причём быстро и точно, благодаря компьютерной диагностике.

Но если у вас имеется лишнее время, а с финансами не так благополучно, все работы можно выполнить и самостоятельно. Итак, приводим примерный алгоритм действий:

поскольку чаще всего причина троения заключается в свечах и проводах, первым делом проверяем их состояние. Наличие на изоляции свечи чёрного нагара будет свидетельствовать о её пробое. Нарушение целостности проводов также недопустимо, поскольку в этом месте возможна утечка тока, особенно при повышенной влажности, и свеча в таких случаях не сможет обеспечить выработку искры необходимой силы.

Сами провода могут иметь повреждения (изломы, выгорания), но такие проблемы внешним осмотром не выявить – нужно использовать мультиметр. Наличие нагара на электродах – это тоже отклонение от нормы, но отнюдь не всегда причина неработоспособности цилиндра (это может быть следствием других неисправностей);

Если со свечами и проводами проблем не обнаружено, переходим к проверке тракта подачи воздуха. При его недостатке ТВС получается обогащенной, и это тоже одна из причин троения силового агрегата. Первым делом проверяем, насколько герметичны воздуховоды, для чего перекрываем трубу подачи у воздушного фильтра любым удобным способом, после чего компрессорной установкой нагнетаем по вакуумному шлангу воздух, обеспечивая давление порядка 0.5-0.7 атмосфер.

Если при этом раздаётся характерное шипение – воздухопровод разгерметизировался. Это грозит подсосом воздуха и обеднением смеси. При забитом воздухофильтре ситуация будет прямо противоположной. Фильтровальный элемент не сможет обеспечивать нужную пропускную способность, и горючая смесь окажется обогащенной;

Следующий шаг – проверка состояния датчика дроссельного узла, а также ДМПВ. Делается это с помощью автосканера, подключаемого к диагностическому разъему. Неисправные датчики следует заменить;

Причина неработоспособности цилиндра может заключаться в неработоспособности системы подачи горючего. Проверяется её работа измерением давления с помощью манометра, выходной разъем которого подсоединяется к инжекторной рампе. Оно не должно превышать 7 атмосфер. Отметим, что здесь имеется один нюанс – измерение следует проводить четырежды: при включённом зажигании, при работе мотора в режиме ХХ, во время работы двигателя на рабочих оборотах с отсоединённой трубкой от клапана-регулятора давление горючего, при заблокированной трубке обратного клапана.

При уровне давления, меньшем номинального, мы наверняка имеем дело с поломкой бензонасоса или клапана-регулятора давления. В противном случае следует перейти к проверке работоспособности форсунок. Обычно именно они становятся причиной обеднения смеси, поскольку быстро забиваются, особенно при использовании некачественного топлива.

Наиболее информативная проверка состояния топливной системы производится с использованием диагностического оборудования, сообщающего о наличии тех или иных проблем соответствующим кодом ошибки

Последний этап – измерение компрессии, которое выполняется специальным инструментом, компрессометром. Вставляем его штуцер в отверстие неработоспособной свечи, запускаем двигатель и увеличиваем его обороты. Показания прибора фиксируется несколько раз – для надёжности. Если уровень падения компрессии превышает 15%, то можно говорить о существенном износе поршня, колец или клапана. Для более точной диагностики потребуется частичная разборка силового агрегата.

Устранение проблемы

В одной статье невозможно осветить все причины некорректной работы мотора. Здесь собраны только самые простые методы проверки «прямых» неисправностей, которые не отягощены дополнительными поломками или износом. В современных авто с малым пробегом все, что «не так» с режимом работы ДВС: от заряда АКБ до температуры выхлопа, вам покажет полная компьютерная диагностика двигателя.

monster-high-club